Тула деревянная. Домовая резьба, а так же символика окна

Тула деревянная

Добрый день, дорогие друзья. Вот я и добралась до этой статьи. Сама идея витала в воздухе очень давно, даже часть материала уже собрана, но, увы и ах, что-то не сросталось. Сегодня же, увидев на MySlo анонс нового фотоконкурса, решила взять себя в руки и хотя бы начать рассказывать про нашу «деревянную Тулу», а заодно еще, и кое-что о символике домовой резьбы и кое-каких народных приметах. В общем, все будет чуть ниже (вместе со ссылкой на конкурс).

Ах! Как ни пройду по улочкам Тулы, так прям и завораживают меня старые деревянные домики, есть в них что-то… особенное. Но пока я собирала материал для этой статьи, выслушала вагон и маленькую тележку критики:

- Ну, о чем ты пишешь?! То какие-то мамонты, а теперь еще и это? Как статья будет называться? Самые страшные дома Тулы?

На самом деле, замечание наполовину справедливо, дома на нашем пути разные попадались, и ужасного вида, в том числе. Но не в домах дело, а в некоторой их части. Как ни крути, а Тула деревянная прекрасна… была лет сто назад, сейчас она свой век доживает, и я даже рада, что удалось собрать хоть что-то из того, что когда-то радовало прохожих, пусть и в виде фотографий. Но давайте по порядку.

Народные приметы, связанные с окном

Попробую быть краткой, хотя, это уже с трудом получается, слишком много всего по этому поводу можно сказать. Домовая резьба – мир, до такой степени таинственный и красивый, что дух захватывает.

В рамках этой статьи я остановлюсь только лишь на наличниках, не буду рассматривать другие части дома (хотя и они имеют свою художественную ценность).

Всем, наверное, известно, что «деревянное кружево» на окнах – это не просто украшение. Не просто фантазия умельцев, а символика, служащая жильцам дома защитой от темных сил. Каждый завиток этой красоты несет какой-то посыл, и находится на своем почетном месте. Да, с веками многое забылось, потеряло свой сакральный смысл, и резные наличники на окна ставят в качестве декора, но так было не всегда.

Раньше считалось, что крыша дома, его углы, окна и двери – это самые уязвимые места, именно через них злые силы могут попасть в дом. А какому хозяину не хочется защитить свой дом – свою крепость, обеспечить семейное  благополучие, сытную жизнь, тепло и безопасность? Все верно, никакому. И именно поэтому на незащищенных местах здания начали рисовать особые знаки – символы, которые должны были защитить обитателей дома от лиха.

Чем являлось окно для наших с вами предков? Оно было не просто функциональной частью дома. Окно – это целая философия, если можно так выразиться. Окно - это связь с Высшими силами, с Богом. Вспомните хотя бы приметы и обычаи прошлого.

  1. Подать что-либо через окно нищему или божьему человеку – все равно что подать Богу;
  2. Все самые важные новости люди получали через окно. Связано это с тем, что у сообщающего их, попросту, не находилось времени, чтобы зайти в дом, надо было как можно скорее поделиться новостями со всеми;
  3. За окном стоят ангелы. Именно поэтому мусор и тому подобные вещи нельзя выбрасывать в окно;
  4. Окно – связь с миром умерших. Отсюда обычай выносить умерших некрещенных детей через окно. Таким образом, душу ребенка как бы возвращали в мир, из которого он совсем недавно пришел.
  5. На Святки именно через окно колядующим подавали всякие шанюшки.

Символика домовой резьбы

Домовая резьба, а так же символика окна

Как видите, окно в представлении наших предков имело свой особенный смысл. И, само собой, его следовало укреплять (дабы защитить свое жилище), и нет, не решетками, как это делается сейчас, а символами – оберегами. Таким образом, семантика домовой резьбы несла две функции:

  • во-первых, оградить жильцов от всяческих напастей;
  • а во-вторых,  должна была привлекать благополучие в дом.

Кстати, символы домовой резьбы почти такие же, как и в вышивке, росписи и прочих видах народного творчества. Оберег ведь он и есть оберег, не важно, вышит ли на рубашке или выпилен на наличнике.

Оформление окна деревянного дома. Модель Вселенной

Окно в избе оформлялось не с бухты-барахты, каждая его часть символична. А в целом, все это собирается в картину мира, его маленькую модель (стоит отметить, что славяне и дома строили не просто так, а тоже с особым подходом и смыслами). Если вспомнить древние верования, то наш Мир делится на несколько частей:

  • небесный мир,
  • земной мир,
  • подземный мир.

В наличниках, соответственно, верхняя часть (кокошник или навершие) - небо, средняя - земля и нижняя (карниз) – подземелье.

В самом центре Мироздания растет Мировое дерево, корнями оно уходит глубоко в землю, а его крона высоко в небесах. Это связь миров.

Небесный, Божий мир. Верхняя часть

Мир небесный делится на две части: твердь небесная и хляби небесные. Так вот, в наличниках небесная твердь часто изображалась  в виде двускатной крыши, а ниже нее, соответственно, небесная хлябь, она же нижнее небо.

Реальный, земной мир. Средняя часть

К земной части относится центральная часть наличников – его боковые стороны, так называемые «полотенца». Именно они у славян были оберегом, а так же знаком принадлежности к какому-либо семейно-родовому коллективу. Плюс ко всему прочему, полотенце являлось предметом, воплощающим в себе души родителей-предков, которые, как считалось раньше, следят за живыми.

Все части наличника ориентируются на времена года и стороны света. А вся символика на них наносилась строго в определенных местах. Вообще, условно ее можно разделить на несколько групп:

  • Солярные знаки. Так называются знаки солнца, изображались чаще всего в верхней части наличника;
  • Знаки, символизирующие воду;
  • Символы земли;
  • Знаки -  обереги. Их назначение, думаю, понятно и без лишних комментариев;
  • Символы - пожелания;
  • Знаки, несущие в себе ту или иную информацию о хозяевах дома.

На самом деле, подразделять можно много, да хотя бы по отсутствию или наличию ставен, видам резьбы (сквозная, рельефная, глухая), преобладающим знакам, да даже по цвету все наличники различаются. Но я пробегусь только поверхностно (в дебрях мы с вами застрянем статей на 10).

Так, если взглянуть на классификацию по Рыбакову (Б. А. Рыбаков – историк, автор многих занимательных книг, например, «Язычество древних славян»), то увидим такое деление:

  1. Наличники, в которых доминируют солнечные знаки;
  2. Наличники с полукругом в середине верхней части. Так же к этой группе относятся наличники с «двускатной крышей» и двумя фигурами по обе стороны от полукруга, внутри полукруга может быть изображено солнышко с множеством лучей. А фигуры по бокам – женские, и иногда настолько застилизованные, что разобрать в них женщину, ну, очень сложно.
  3. Третья группа включает в себя нефигурные наличники. В центре их композиции (в самом верху наличника) обычно одно какое-либо изображение, а рядом изображения чуть меньше, и, как правило, это всякие зверушки. Тоже иногда очень сильно стилизованные.

Суть в чем? Все три группы наличников – разное мировоззрение. В первом случае – поклонение солнцу, во втором – поклонение женщине, и в третьем – поклонение миру животному.

Тульские наличники


На наших наличниках тоже много различной символики (об этом чуть позже), а пока что отмечу:

  • они, как правило, без ставен (хотя на одном доме видела и со ставнями);
  • их возраст – от ста лет (плюс-минус);
  • элементы резьбы: накладная, рельефная, резная, кое-где скульптурная.

Теперь о красоте нашего города. Я в начале статьи упоминала конкурс, так вот, обещанная ссылка. Собственно, вся его суть в том, чтобы запечатлеть на фото деревянную Тулу и сохранить ее образ для потомков. Ну, еще и приз выиграть можно =)

Вот на этой позитивной ноте, я вас покину (и так уже тысячу с лишним слов накатала). Подробнее мы еще вернемся к наличникам Тулы, но чуть позже. Если интересно – подписывайтесь.

До скорых встреч.

Понравилась статья? Не поленись - проголосуй =) А заодно и кнопки соцсетей пожамкай =)
Комментарии (6)
  1. Мигалка 24 августа 2016, 22:16
    Галя, спасибо большое за статью! Удивительно интересно! А ведь и не задумываешься даже об этом. А когда задумываешься грустно — сейчас-то окна скучные совсем :(
    http://megaalka.ru/
    1. Dum spiro, spero 05 сентября 2016, 20:28
      В массе своей грустные да, я бы даже сказала — унылые, пластиковые и безликие (единственный плюс, что шум и холод с улицы не пускают в дом). Но! Не все же есть товарищи, которые и по сей день украшают свои окна резьбой, причем, озадачиваются вопросом: кто-то трафареты ищет, кто-то мастера =)
    2. Екатерина Башкурова 30 августа 2016, 17:09
      Надо же, я совершенно не подозревала о таком значении окна в старину. Так интересно оказывается. У нас в Иркутске очень много деревянных старинных домов с резными ставнями. Возникла идея — пойти по городу и пофоторафировать оконные обрамления) Иркутская деревянная резьба, обрамляющая окна, кстати очень похожа на Тульскую :-)
      http://prospekt-desires.ru/
      1. Dum spiro, spero 05 сентября 2016, 20:30
        Отличная же идея — собрать фотографии Иркутской домовой резьбы. Это и материал для блога, и созерцание прекрасного =) Плюс ко всему, деревянные украшения на окна не вечны, а так они у вас на фото останутся.
      2. Андрей 08 сентября 2016, 16:41
        Ох. дай умели строить люди то раньше…
        http://nakolenke.club/572-apple-7.html
        1. Олег Клышко 18 ноября 2016, 14:38
          Как по мне, то по всей России домовая резьба одинаковая, не заметил отличие в Туле и скажем в Кирове
          http://klyshko.ru/razmetka-fundamenta/

          Новый комментарий

          *
          *
          *

          Когда вы не подписываетесь на рассылку, в мире грустит один котик
          Не заставляйте грустить бедное животное…

          Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя данную форму, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных. ×